Каменные фрагменты на колоннах

Каменные фрагменты на колоннах

Уже было рассказано о каменной платформе царя Дария и стоящих на ней каменных фрагментах и колоннах, относящихся к ахеменидскому периоду. Теперь несколько подробнее ой этих колоннах, Эти колонны— остатки просторных и высоких приемных: царских залов, так называемы а па дан а. Здесь впервые на Древнем Востоке была использована монументальная архитектура для строительства сооружений светского назначения. До этого она была только культовой, Из всех удивительных и роскошных приемных залов рассмотрим ападана Ксеркса (рис. 15), имевшую квадратный план размером 62.5×62,5 м. Высота каменных колонн в портиках 19,5 м при диаметре 1,5Я м. Колонны внутри зала имели высоту 18,0 м, Все это сооружение стояло на дополнительной платформе высотой 4,0 м. Это практически самые высокие н стройные каменные колонны в мире. Чрезвычайно нелик для топо времени также пролет между колоннами, он равен 8,75 м. Конструкция всей ападана, в которой шла бескомпромиссная борьба за свободное пространство, видна на рис, 15. Стены в ней, как и положено, выполнены из сырцового кирпича, армированного деревом и усиленного каменными сердечниками. Перекрытие достаточно легкое, деревянное, с засыпкой землей, что и позволило возвести такие тонкие и высокие колонны, учитывая небольшую нагрузку, приходящуюся на них, С точки зрения сейсмостойкости здесь важно не только то, что перекрытие легкое, выполненное из упругого и прочного материала, но и то, как оно устроено. А устроено оно очень даже квалифицированно. Балки перекрытия, уложенные в продольном и поперечном направлениях, связаны между собой, со стенами и с колоннами. Сверху еще имеется деревянный настил с глиняной обмазкой. Образуется единая замкнутая перекрытием система, состоящая из колонн и массивных стен. Колонны, как им и положено, несут вертикальную нагрузку, а стены в случае сейсмического воздействия горизонтальную нагрузку. Таких логичных по своей идее многоколонных конструктивных решений в последующие века будет существовать много, но рассмотренное нами—одно из первых. О высоком строительном искусстве говорит то, что из 72 стройных как деревья колонн ападана Ксеркса 12 колонн сохранилось до нашего времени. Дерево, разумеется, сгнило, а сырец развеялся по ветру.

Меня вот эти только что описанные сооружения ахеменидского периода привели к полному смятению в мыслях, когда я с ними познакомился. Платформа, стены из сырца—это все традиционно. Но кто решился на такие тонкие и высокие каменные колонны? У греков они, по крайней мере, в два раза короче. Где предшественники этих колонн? В строительном деле большую роль играет постепенность. Придумывается какой-то примитивный конструктивный элемент, и постепенно с накоплением опыта по его применению он доводится до совершенства. Два упертых друг в друга, наклонно поставленных над отверствием в стене камня путем постепенной эволюции превращаются в могучую арку. Для того чтобы шло такое развитие, нужны добросовестные, старательные и даже мудрые исполнители. Но для настоящего прогресса прилежных учеников мало, нужны высокообразованные люди, умеющие нестандартно мыслить и рисковать. Это те самые люди, которые для перекрытия решатся использовать два наклоненных камня, такие же люди возьмутся проводить операцию на открытом сердце. Ападана же Ксеркса предстает перед нами сразу как доведенной до совершенства произведение, у которого уже ничего нельзя отнять, НО и нет нужды Прибавлять.

Комментарии закрыты.