Инвестиционный потенциал фондового рынка для ремонтно-строительного производства

Инвестиционный потенциал фондового рынка для ремонтно-строительного производства

Существенным источником инвестиционных ресурсов для воспроизводства основных фондов городского хозяйства может явиться эмиссия и размещение акций. При этом источником инвестиционных ресурсов является как увеличение уставного капитала, так и эмиссионный доход. В современных российских условиях именно последний является основным источником капитальных вложений, финансируемых за счет увеличения акционерного капитала. Как известно, уставной капитал может быть увеличен двумя способами: эмиссией дополнительных акций или увеличением номинальной стоимости существующих акций. Однако источником инвестиционных ресурсов может служить только эмиссия и размещение дополнительных акций при увеличении номинальной стоимости акций никаких дополнительных источников средств не появляется. А предприятия городского хозяйства в большинстве своем до сих пор не изменили форму собственности и являются государственными предприятиями.

Для предприятий ЖКХ, которые все-таки преобразованы в АО или собираются стать таковыми, важно знать следующее: только при эмиссии и размещении дополнительных акций происходит увеличение капитала, которое может служить источником инвестиционных ресурсов. А если акции не реализуются, то естественно никаких средств не привлекается. При увеличении номинальной стоимости акций уставной капитал возрастает за счет собственных источников средств — добавочного капитала или за счет нераспределенной прибыли.

В результате увеличивается суммарная номинальная стоимость акций, принадлежащих каждому акционеру, поскольку весь прирост уставного капитала автоматически распределяется между акционерами. Распределение осуществляется безвозмездно, реализация акций при увеличении уставного капитала за счет собственных источников средств не допускается. Если, например, уставной капитал АО составляет 5 млн руб., а добавочный 23 млн руб., то можно увеличить уставной капитал на 20 млн руб. и он составит 25 млн руб., т.е. увеличится в 5 раз. Если сделать это путем увеличения номинальной стоимости акции, например, вместо прежней номинальной стоимости 1 руб. установить новую номинальную стоимость 5 руб., то у акционера X, имеющего, например, 40 акций суммарной номинальной стоимостью 40 руб., теперь по-прежнему будет 40 акций, но их суммарная номинальная стоимость составит 200 руб. Естественно, никаких новых источников средств при этом не возникает.

Совсем иная ситуация складывается при эмиссии дополнительных акций с целью их размещения, реализации (а не для распределения между своими акционерами). В этом случае акции размещаются по рыночному курсу, который значительно, иногда во много раз выше номинального, Например, номинальная стоимость акции «Норильского никеля» — 0,25 руб., а их курсовая стоимость составляет примерно 500 руб., т.е, превышает номинал в 2000 раз. В подобных случаях основным источником инвестиционных ресурсов является не прирост уставного капитала, а эмиссионный доход. Если, например, номинальная стоимость акции 1 руб, и произведена дополнительная эмиссия одного миллиона акций, размещенных по цене 25 руб., то в распоряжение общества поступят 25 млн руб,, из которых 1 млн руб. направляется на увеличение уставного капитала (номинальная стоимость размещенных акций), а 22 млн руб, составит эмиссионный доход. В реальных условиях он будет меньше, так как эмиссия акций требует определенных затрат. Таких же затрат требует разработка проспекта эмиссии, публикация извещения об эмиссии, уплата налога на операции с ценными бумагами, оплата услуг андеррайтера (посредника),

Основную часть затрат составляют налог на операции с ценными бумагами и оплата услуг андеррайтера. Налог на операции с ценными бумагами у нас непомерно велик — 0,8% суммы эмиссии, в то время как в большинстве стран он составляет 0,1-0,2% и меньше, Необходимо снизить ставку налога в несколько раз или вовсе отменить его. До последнего времени размер затрат, связанных с услугами андеррайтеров, не регламентировался и по существу был предметом торга между эмитентом и андеррайтером. Многими специалистами неоднократно вносили предложения по законодательной регламентации размеров оплаты услуг андеррайтеров, Теперь эти предложения нашли отражение в новой редакции закона «Об акционерных обществах», но, к сожалению, в самом худшем варианте: размер вознаграждения посредника, участвующего в размещении дополнительных акций общества посредством подписки, не должен превышать 10% цены размещения акций.

Возможно, законодатели рассчитывали, что таким образом закон позволит несколько умерить аппетит посредников, а получилось как раз наоборот: если до сих пор удавалось договориться с посредником о меньшей сумме вознаграждения, например 3-5% стоимости размещения акций, то теперь это не удастся. Российская практика такова, что если каким-либо нормативным документом установили предельный размер оплаты услуг, например, 10%, то практически во всех случаях будет именно 10%. Договориться о меньшем размере уже вряд ли удастся, ведь такова «рекомендация» закона.

Оплату услуг андеррайтера следует поставить в зависимость от размеров эмиссии по принципу: чем больше размер эмиссии, тем больше абсолютная сумма вознаграждения посредника, но меньше ее относительная величина. При этом ориентиром может служить следующая схема.

Комментарии закрыты.