Эстетики и красоты архитектуры

Эстетики и красоты архитектуры

Для крепления камней одного ряда применяются металлические скобы, которые могут иметь форму просто пластины, двойных Т, П-образную форму, ласточкиных хвостов (рис. 33,а). Для скрепления квадров двух смежных рядов употребляются пироны, для которых устраиваются отверстия в нижнем и, верхнем камнях. В позднегреческих постройках форма этих креплений совершенствуется, так пироны уже имеют для лучшего сцепления с камнем утолщения на концах (рис. 33,б). Эти пироны до установки верхнего камня на место вставляются в него и заливаются свинцом. Потом камень устанавливается на место так, что нижний конец пирона входит в отверстие в нижнем камне, где также заливается свинцом через специальное отверстие. Точно так же заливаются свинцом и скобы, соединяющие камни одного ряда. В афинском Парфеноне, разговор о котором впереди, в центре барабанов колонн вставлены деревянные пробки непосредственно в мрамор. Чтобы избежать опасности разбухания дерева, применялась смолистая, мало впитывающая влагу древесина. При этом дерево вставлялось сырое, а погон оно постепенно усыхало. Чисто деревянные хрепления применялись в Vi н. до н.э. сицилийскими греками. Железные скрепы входят в употребление на материке только в V я, до н,э. Существовали и комбинированные скрепы, когда металлический штырь заделывался в деревянную пробку. Но заметьте, не встречается чисто метал лнческих креплений, не заделанных в свинец или дерево. Это, конечно^ делалось неспроста. Мягкая прокладка из свинца или дерева смягчала удар жесткого металла о стенку отверстия в мраморе при землетрясениях, поэтому почти не встречается отколов стенок отверстий, куда вставлены металлические скобы, амортизированные свинцом или деревом, т.е. таким образом создается связь с упругопластическими свойствами, которая предохраняет от соударения элементы конструкции. Эти скобы и пироны в свинце являются важными элементами сейсмозащиты греческих храмов. Кстати, одновременно свинец предохранял металлические скобы и пироны не только от ударов, но и от ржавления.

Еще немного порассуждаем, прежде чем переходить к антисейсмическим мероприятиям конкретных греческих храмов. Кто-нибудь, наверное, со мной не согласился, а может и многие не согласились, когда я, разумеется немного утрируя, говорил о том, что в понятии древних зодчих сейсмостойкое сооружение—это качественно другое, совершенно отличное от того, что строится без учета сейсмической опасности. В сейсмостойком здании все, от фундаментов до дверных косяков и гидроизоляции крыши, должно быть пронизано идеей сейсмостойкости.

С этим многогранным представлением о сейсмостойкости зданий мы сталкиваемся и в греческих храмах. Очень часто трудно угадать, из каких соображений делается тот или иной конструктивный прием. Из соображения повышения сейсмостойкости здания или каких-либо других или тех и других. Удивляет искусство древних строителей одним конструктивным приемом решать сразу несколько проблем. Вот простейший пример. Как известно, в Древней Греции было выработано несколько ордерных систем. Ордер—это порядок, в котором следует располагать элементы конструкции, учитывая пропорции и форму, жестко предписанные для них данным ордером. Так вот, известно, что в Греции наиболее распространенными были два ордера. Более ранний, дорический, чьи конструкции были простыми и тяжелыми, по пропорциям колонны этого ордера сравнивались с мужской фигурой. В дальнейшем был разработан ионический ордер, более легкий, вычурный, с колоннами, стройными и более легкими, напоминающими по пропорциям женскую фигуру. Вопрос на сообразительность. Для чего был разработан ионический ордер? Только ли из соображений эстетики и красоты архитектуры, а может быть, исходили из наших принципов сейсмостойкости и старались сделать сооружения более легкими, а завитки капителей ионических колонн не только напоминают женские кудри, но и создают более надежную опору для балок перекрытия.

Можно еще дать подобный пример. Если смотреть на фасад греческого храма, окруженного со всех сторон колоннами, то будет казаться, что все колонны одинаковой толщины, стоят вертикально и имеют между собой одинаковые пролеты. На самом деле здесь все не так. Такая регулярность восприятия получена за счет исправления оптического искажения. Для этого крайние колоны сделаны толще средних, при этом пролет между крайними колоннами уменьшен, и, наконец, все они наклонены внутрь.

Что здесь—борьба с оптическим искажением или антисейсмическое мероприятие? Ясно, что и с точки зрения сейсмики здесь сделано все правильно, так как при землетрясении нагрузки на угловые колонны будут больше, и их надо делать толще. То же самое с угловыми балками, пролет которых специально надо уменьшать, так как нагрузка на них больше. Наконец, наклоненные внутрь колонны увеличивают общую устойчивость сооружения. Уже эти два небольших примера показывают, что все вопросы архитектуры и строите.’!ьства древние умели решать в комплексе. Здесь сочетается все: и эстетика, и сейсмостойкость, и все остальное, о чем мы, может, и не догадываемся. А теперь займемся конкретными конструкциями.

Комментарии закрыты.